Предисловие

Версия для печати

Алексей Николаевич Косыгин родился 8 (21) февраля 1904 г. в Санкт-Петербурге в семье квалифицированного рабочего минно-торпедного завода "Леснер". Детство и юношеские годы Алексея пришлись на исторические события, коренным образом изменившие жизнь страны: Первую мировую войну, 1917 г. Личный выбор молодого Косыгина был на стороне революции. Еще подростком он записался добровольцем в Красную Армию.

После Гражданской войны Косыгин, как и многие его сверстники из рабочих семей, решил учиться.Демобилизовавшись из армии в 1921 г. он поступил в кооперативный техникум в Петрограде. Завершив учебу, уехал на работу в Сибирь. Начав с низовой работы, молодой специалист постепенно продвигался по служебной лестнице в сибирской кооперации. Это был важный жизненный и профессиональный опытхозяйственной деятельности. Здесь, в Сибири, произошло еще одно важное событие, предопределившее карьеру Косыгина. В 1927 г.он стал членом партии.

Начало нового коренного перелома в жизни страны – коллективизации, раскулачивания, форсированной индустриализации и усиления репрессий совпало с очередным поворотом в личной судьбе Косыгина. В 1930 г. его командировали в родной город Ленинград на учебу. Он поступил в Ленинградский текстильный институт. Быстрое распространение высшего технического образования было необходимым элементом индустриализации. Однако, несмотря на все усилия, специалистов не хватало. На производстве насчитывалось немало так называемых «практиков», низовых руководителей без специального образования. Молодые советские инженерыиз рабоче-крестьянской среды, имевшие институтские дипломы, приобретали высокий социальный статус. Для молодых специалистов перспективы роста умножились во второй половине 1930-х гг. Новая волна террора поглотила значительную часть руководящих работников. В считанные месяцы свободными оказались многие должности.

Косыгин попал в поток всеобщих кадровых перемещений. В 1935 г., будучи студентом 5 курса, он поступил мастером на текстильную фабрику им. Желябова в Ленинграде. Вскоре там же стал начальником цеха, начальником смены фабрики. В 1937 г. был назначен директором Октябрьской прядильно-ткацкой фабрики. В 1938 г. попал в партийную номенклатуру, получил должность заведующего промышленно-транспортным отделом Ленинградского обкома ВКП(б). Однако всего несколько месяцев спустя последовало новое, еще более ответственное назначение. Косыгин стал председателем Ленинградского городского исполнительного комитета. Однако и на этой должности пришлось поработать всего несколько месяцев. В январе 1939 г. его перевели в Москву на пост наркома текстильной промышленности. Через год с небольшим, в апреле 1940 г. 36-летний Косыгин занял одну из самых высоких ступеней в государственной системе, стал заместителем председателя правительства, Совета Народных комиссаров СССР. Он сохранил эту должность и после того, как в мае 1941 г. пост председателя СНК СССР вместо В.М. Молотова занял И.В. Сталин. Высокой государственной позиции должно было соответствовать положение в партийной иерархии. В марте 1939 г. на XVIII съезде партии Косыгина ввели в состав ЦК партии.

В годы Великой Отечественной войны в качестве заместителя председателя СНК СССР Косыгин отвечал за многочисленные проблемы хозяйственного развития. Он был членом руководящих комиссий правительства – Комиссии Бюро СНК СССР по текущим делам, а затем Бюро СНК СССР. Многие вопросы, решавшиеся этими органами власти, фактически заменявшими правительство, были подготовлены при активном участии Косыгина. В июне 1943 г., сохраняя обязанности заместителя председателя союзного правительства, Косыгин был назначен главой СНК РСФСР. Это была сложная работа, особенно учитывая нараставшие темпы восстановления освобожденных областей республики.

Наряду с этим во время войны Косыгин выполнял важнейшие чрезвычайные поручения. В связи с отступлением Красной армии решающее значение для сохранения военно-промышленного потенциала страны имела срочная эвакуация в восточные регионы многочисленных индустриальных и сельскохозяйственных предприятий. 16 июля 1941 г. был образован Совет по эвакуации, в котором Косыгин занимал должность заместителя председателя.В июне 1942 г. после военных катастроф на юге была создана Комиссия по эвакуации при ГКО СССР. Косыгин, имевший соответствующий опыт, вошел и в этот орган. Совет и Комиссия по эвакуации в срочном режиме решали многочисленные проблемы перебазирования огромных предприятий и других материальных ценностей. На восток были отправлены в общей сложности миллионы людей. Беспрецедентная эвакуация была важным фактором создания мощной индустриальной базы, обеспечившей победу.

26 августа 1941 г. Косыгин в составе большой комиссии ГКО СССР под руководством заместителя председателя ГКО В.М. Молотова был отправлен в Ленинград, над которым нависла угроза захвата и уничтожения нацистами. Комиссии поручалось рассмотрение «всех вопросов обороны Ленинграда и эвакуации предприятий и населения Ленинграда». Несколько месяцев Косыгин на месте руководил оказанием помощи осажденному Ленинграду. Прежде всего, необходимо было наладить эвакуацию из умиравшего от голода города и завоз в него максимального количества ресурсов. С именем Косыгина связана организация в 1942 г. «дороги жизни» через Ладожское озеро. По его инициативе ГКО СССР принял ряд важнейших постановлений для обеспечения эвакуации населения и доставки грузов в блокадный Ленинград. В январе – апреле 1942 г. из Ленинграда было эвакуировано более полумиллиона человек.

Весной 1942 г. резко обострилась ситуация со снабжением действующей армии средствами инженерного вооружения. В докладной записке Наркомата обороны Сталину в мае 1942 г. отмечалось, что промышленность не выполняет планы поставок армии переправочных парков, шанцевого инструмента,средств маскировки дорожно-строительных механизмов и т.д. В связи с этим военные просили назначить одного из заместителей председателя СНК СССР куратором производства инженерного вооружения. Выбор пал на Косыгина. Постановлением ГКО СССР от 21 мая 1942 г. ему было поручено наблюдение за выполнением заказов по инженерному вооружению Красной армии. 22 июля 1942 г. по представлению Косыгина ГКО СССР принял постановление о производстве и поставке в армию средств инженерного вооружения. В дальнейшем подобные постановления принимались регулярно.

Проявив себя в годы войны с лучшей стороны, Косыгин выдвинулся в число ведущих советских руководителей. В марте 1946 г. он был назначен одним из заместителей председателя вновь сформированного правительства – Совета Министров СССР. Пост председателя Совмина занял Сталин. В качестве оперативного руководящего органа нового правительства было сформировано Бюро Совета Министров в составе заместителей председателя правительства, которое возглавил Л.П. Берия. Косыгин и другой выходец из Ленинграда Н.А. Вознесенский стали заместителями председателя Бюро. Косыгин целиком сосредоточился на общесоюзной работе и был в связи с этим освобожден от обязанностей председателя правительства РСФСР.

Косыгин курировал в правительстве большую группу ведомств: министерства текстильной, легкой, лесной, бумажной, химической, резиновойпромышленности, машиностроения и приборостроения, электропромышленности, электростанций, комитет по делам стандартов, главное управление по снабжению народного хозяйств лесоматериалами, главное управление кислородной промышленности.Через несколько месяцев на Косыгина возложили наблюдение за работой министерства торговли, центрального союза потребительских обществ и промышленной кооперации.

Год спустя, в феврале 1947 г. произошло очередное упорядочение функций высших советских руководителей. Косыгин возглавил вновь созданное Бюро по торговле и легкой промышленности при Совете Министров СССР. Это была та сфера экономики, от которой непосредственно зависело существование населения страны, повышение уровня его жизни.С именем Косыгина связана подготовка к отмене и отмена карточной системы снабжения граждан, проведение денежной реформы.

В советской системе планового управления многоступенчатое централизованное распределение заданий и ресурсов совмещалось с влиянием ведомственных интересов. В такой экономике очень многое зависело от усилий координирующих центров и деловых качеств их руководителей. Они должны были оперативно реагировать на возникавшие разрывы связей и диспропорции между отраслями и отдельными предприятиями,уметь определять приоритетность решения различных задач и перспективные направления развития экономики. Косыгин оказался одним из тех высших руководителей, который справлялся с этим лучше всего.

Активная административная деятельностьсопровождалась усилением политических позицийКосыгина. Это несомненно было связано с поддержкой со стороны Сталина. В марте 1946 г. Косыгинаутвердили кандидатом в Политбюро ЦК ВКП(б) – высший орган власти в стране. В феврале 1948 г., оставаясь заместителем председателя правительства, он получил чрезвычайно ответственный пост министра финансов СССР. Постановление Политбюро, утвердившее это решение, предусматривало, что наблюдение за деятельностью министерства финансов будет осуществлять лично Сталин. В 1947–1949 гг. Косыгин достаточно часто приглашался в кремлевский кабинет вождя. В сентябре 1948 г. Косыгин стал полноправным членом Политбюро и вошел в так называемую «девятку», руководящую группу Политбюро.

Однако стремительный взлет Косыгина к вершинам власти прервало так называемое «ленинградское дело», одним из главных инициаторов которого был Г.М. Маленков. В 1949 г. по ложным обвинениям арестоваличлена Политбюро, председателя Госплана СССР Н.А. Вознесенского, секретаря ЦК ВКП(б) А.А. Кузнецова и других руководителей более низкого уровня, которые в разное время работали в Ленинграде. Тень «ленинградского дела» легла и на тех выходцев из этого города, которые не подверглись аресту, но попали под подозрение. Косыгин, судя по некоторым признакам, был среди них.

С октября 1949 г. до смерти Сталина имя Косыгина не числится в перечне посетителей кабинета вождя. В 1950 г. Косыгин не был включен в состав нового руководящего органа правительства – Бюро Президиума Совета министров. Все это означало, что Косыгин выбыл из руководящей группы Политбюро, хотя формальное решение об этом не принималось. На XIX съезде партии в 1952 г. Косыгин был избран в состав нового руководящего органа партии – Президиума ЦК КПСС, но только в качестве кандидата.

После смерти Сталина и временного возвышения Г.М. Маленкова положение Косыгина во властной иерархии ухудшилось. В марте 1953 г. Косыгин не был избран в состав нового Президиума ЦК КПСС и на некоторое время лишился поста заместителя председателя Совета министров СССР. Он был назначен сначала министром легкой и пищевой промышленности, а затем министром промышленных товаров широкого потребления. На этих должностях Косыгин в полной мере проявил свои большой профессиональный опыт и знания. В декабре 1953 г. он был вновь назначен заместителем председателя Совета министров, но на некоторое время утратил этот пост в конце 1956 г.

В борьбе за власть, которая развернулась между наследниками Сталина, Косыгин, судя по имеющимся свидетельствам, активно не участвовал, но примкнул к большинству ЦК партии, которое поддержало Н.С. Хрущева. На пленуме ЦК КПСС в июне 1957 г., где была разгромлена так называемая «антипартийной группа» (В.М. Молотов, Г.М. Маленков, Л.М. Каганович и др.), Косыгина вновь избрали в состав Президиума ЦК в качестве кандидата.

Как и в прежние годы, Косыгин был сосредоточен на руководстве экономикой страны. Еще в конце 1956 г. он был направлен на руководящую работу в плановые органы, задачей которых являлось разрешение противоречий, возникавших в связи с созданием совнархозов и усилением самостоятельности региональных хозяйственных структур. В 1957 г. Косыгин стал первым заместителем председателя воссозданного Государственного планового комитета СССР.

После победы в июне 1957 г. над оппонентами перед Хрущевым встал вопрос о судьбе руководства Совета министров, председатель которого Н.А. Булганин примыкал к «антипартийной группе». В июле 1957 г. прошли кадровые перестановки, Косыгин был восстановлен в правах заместителя председателя Совета министров. Существуют предположения, что уже тогда Косыгин рассматривался в качестве кандидата на пост председателя Совета министров. Однако в конце концов эту должность занял сам Хрущев. Косыгин стал одним из его заместителей. В этом качестве, как и в былые годы, он курировал вопросы легкой и пищевой промышленности, финансов и торговли.

В 1959 г. Косыгин был назначен председателем Государственного планового комитета,в мае 1960 г. –первым заместителем председателя правительствас одновременнымпереводом из кандидатов в члены Президиума ЦК КПСС. Фактически с этого момента Косыгин руководил работой Совета министров СССР, поскольку его председатель Хрущев был сосредоточен на политических вопросах. Первый заместитель возглавил Комиссию Президиума правительства по текущим делам, формировал повестку дня заседаний Президиума.

Это было время заметных перемен. О достижениях советской промышленности и науки свидетельствовала советская космическая программа, полет в космос первого человека. Осуществлялись масштабные социальные проекты, такие как массовое строительство жилья.

Вместе с другими советскими лидерами Косыгин поддержал смещение Хрущева в октябре 1964 г. Свои претензии к Хрущеву Косыгин сформулировал на известном двухдневном заседании Президиума ЦК 14 октября 1964 г. Он обвинил Хрущева в игнорировании коллективного руководства, политических интригах, в поощрении лести и стремлении скрыть трудности экономического развития.

На состоявшемся в тот же день пленуме ЦК партии, где Хрущев был освобожден от всех должностей, принципиальное значение имело решение о разделении постов руководителя ЦК партии и Совета министров. В результате, первым секретарем ЦК КПСС был утвержден Л.И. Брежнев, а председателем Совета министров Косыгин. Таким образом не только де-факто, но и де-юре Косыгин стал главой советского правительства.

Новое советское руководство, в котором Косыгин играл ведущую роль, столкнулось с многочисленными трудностями. Напряженной оставалась международная обстановка. В начале 1965 г. произошла эскалация военных действий во Вьетнаме, которая привела к полномасштабному участию в них армии США. Советский Союз активизировал свою поддержку вьетнамским коммунистам. В феврале 1965 г. Косыгин совершил поездку в Ханой, Пекин и Пхеньян. Переговоры велись о военной помощи вьетнамцам. В Пекине Косыгин встретился с Мао Цзэдуном и сделал попытку нормализовать отношения с китайским руководством. Была надежда, что отставка Хрущева, при котором советско-китайские противоречия усилились, послужит поводом для благоприятного поворота. «Мы делаем сейчас шаги вам навстречу по-товарищески, с уважением», - заявил Косыгин Мао Цзэдуну. Однако китайский лидер был заинтересован в обострении противоречий, которые некоторое время спустя вылились в вооруженные конфликты на советско-китайской границе.

В 1965 г. возник еще один очаг международной напряженности, который напрямую затрагивал интересы СССР, – война между Индией и Пакистаном. СССР и лично Косыгин выступили посредниками при заключении перемирия. В начале 1966 г. на встрече в Ташкенте Косыгина и руководителей Индии и Пакистана была подписана декларация о прекращении войны. В следующем 1967 г. Косыгин принимал активное участие в дипломатических маневрах вокруг «шестидневной войны» между Израилем и арабскими странами. Официальные заявления Косыгина и его выступление на заседании Генеральной ассамблеи ООН в Нью-Йорке в июне 1967 г. были важными акциями в процессе урегулирования кризиса.

Рост международной напряженности, активная советская внешняя политика, сопряженная со значительными расходами, свидетельствовали о том, какое большое значение имеет успешное развитие советской экономики.Между тем социально-экономическая ситуация в СССР была сложной. Советская плановая система управления экономикой была успешной в военное время, поскольку позволяла решать чрезвычайные задачи мобилизации ресурсов на ключевых направлениях и добиваться достижения приоритетных задач любыми средствами, невзирая на затраты и жертвы. Однако в обстановке мирного времени, эта модель экономически оказалась менее эффективной. Только за счет роста производительности труда, а не бесконечного вовлечения в оборот новых ресурсов можно было добиться экономического роста и удовлетворения растущих ожиданий советских людей.

Попытки проведения различных преобразований с целью повышения эффективности советской экономики предпринимались неоднократно. Самая известная экономическая реформа, проходившая во второй половине 1960-х гг., связана с именем Косыгина. Официально о начале реформы было объявлено на специально созванном пленуме ЦК КПСС 27–29 сентября 1965 г. Косыгин выступил на пленуме с докладом «Об улучшении управления промышленностью, совершенствовании планирования и усилении стимулирования промышленных предприятий». Основная идея реформы состояла в таком изменении плановых показателей для предприятий, которое поощряло бы их работать более эффективно и выпускать качественную современную продукцию. Речь, в частности, шла о том, чтобы оценивать работу предприятий не по объемам их валовой продукции, независимо от ее качества (как это было ранее), а на основании того, в какой мере выпускаемые изделия пользовалась спросом, т.е. по реализованной продукции. «Практика показывает, что показатель объема валовой продукции не ориентирует предприятия на выпуск изделий, действительно необходимых народному хозяйству и населению, и во многих случаях сдерживает улучшение ассортимента и качества продукции. Нередко предприятия производят продукцию низкого качества, которая не нужна потребителю, и поэтому остается длительный период времени нереализованной», – говорил Косыгин.

Для практической реализации идей реформы нужно было провести важные изменения во всей системе централизованного руководства экономикой. Для успешной работы в новых условиях предприятия должны были получить более широкие права, чтобы принимать самостоятельные решения, маневрировать своими ресурсами, быстро внедрять производство передовой продукции. Материальное стимулирование работы по-новому обеспечивалось за счет привязки заработной платы к результатам работы всего коллектива. Это требовало большей свободы для предприятий при распределении прибыли, распространения товарно-денежных отношений. Соответственно неизбежно сокращались права министерств, которые руководили предприятиями и ранее жестко контролировали каждый их шаг.

Основные меры, предусмотренные реформой, вводились в действие на протяжении 8-й пятилетки (1966–1970 гг.). Благодаря реформе эта пятилетка стала наиболее успешной в истории плановой советской экономики. Годовые темпы роста национального дохода достигли 7,1% против 5,7% в предыдущее пятилетие, а производительность труда увеличилась на 37% против 29%. Расширялось международное экономическое сотрудничество. В 1966 г. было подписано генеральное соглашение с итальянской компанией «ФИАТ» о строительстве Волжского автомобильного завода. В начале 1970 г. с конвейера сошли первые серийные «Жигули». Косыгин, неоднократно посещавший Италию с официальными визитами, оказывал активную поддержку реализации решения по массовой автомобилизации советского народа.

В связи с экономическими успехами повышался уровень жизни в стране. Реальные доходы населения выросли почти на треть.В 1967 г. в стране была введена пятидневная рабочая неделя с двумя выходными днями. Улучшалась система пенсионного обеспечения.

Несмотря на очевидные успехи реформа, однако, изначально имела свои ограничения и пределы. Специалисты называют многочисленные причины ее завершения. Речь идет о том, что ее продолжение требовало коренного изменения всей системы управления советской экономикой, вплоть до отказа от монополии общегосударственной собственности на предприятия, а это могло вызвать важные политические изменения. Подозрительное отношение к реформе вызывали процессы, происходившие в странах социалистического содружества, произошедший в 1968 г. чехословацкий кризис.

Косыгин в числе других советских руководителей активно участвовал в переговорах с чехословацким руководством. В мае 1968 г. он выступил на заседании Политбюро с сообщением о своей поездке в Прагу. Брежнев, Косыгин и некоторые другие члены Политбюро первоначально занимали умеренные позиции в чешском вопросе, военным методам разрешения конфликта предпочитали политические маневры. Однако, в конце концов, Политбюро солидарно поддержало подавление «пражской весны» силой.

Распространение консервативных тенденций, жертвой которых стала экономическая реформа, сказалось на всех сферах жизни страны. Усилилась цензура и давление на инакомыслящих. Укрепили свои позиции многочисленные министерства и ведомства. И наоборот, предприятия потеряли те права, которые предоставляла им реформа. С начала 1970-х годов началось заметное снижение темпов роста основных экономических показателей, в том числе производительности труда. Ухудшилась эффективность капитального строительства. В экономике нарастали диспропорции.

Отчасти эти негативные процессы смягчались разрядкой международной напряженности. Был достигнут значительный прогресс в послевоенном урегулировании отношений в Европе. Заключались договоры о предотвращении дальнейшей гонки вооружений. В 1967 г. и 1968 гг.Косыгин и президент США Л. Джонсон обменялись посланиями по вопросу о сдерживании гонки стратегических вооружений, что стало прологом длительных переговоров по этому ключевому вопросу. В 1968 г. Генеральная ассамблея ООН одобрила Договор о нераспространении ядерного оружия. В августе 1970 г. Косыгин и канцлер ФРГ В. Брандт подписалиМосковский договор. Он зафиксировал нерушимость установленных в результате Второй мировой войны границ в Европе, прежде всего между Польшей, ГДР и ФРГ. Такое решение существенно ослабляло напряженность на Европейском континенте. В 1975 г. был подписан заключительный акт Совещания по безопасности и сотрудничеству в Европе в Хельсинки. Он способствовал укреплению доверия между двумя противостоящими блоками, открывал новые перспективы для сотрудничества Востока и Запада. Договор об ограничении систем противоракетной обороны между СССР и США, подписанный в 1972 г., уменьшал угрозу эскалации ядерного конфликта.

Разрядка международной напряженности позволяла советскому руководству облегчить непосильное бремя военных расходов. Она способствовала также росту экономического сотрудничества СССР с Западом. Особое значение имела выросшая во много раз продажа советской нефти и газа. Это позволяло покрывать за счет импорта многие социально-экономические потребности, прежде всего нехватку высокотехнологичного оборудования и продовольствия.

Однако нефтяные доходы лишь отчасти способствовали росту советской экономики. Как это ни парадоксально, одновременно они усугубляли ее неэффективность, поскольку позволяли откладывать в долгий ящик необходимые преобразования. Повседневно сталкиваясь с многочисленными проблемами развития страны, председатель правительства понимал это лучше, чем многие другие советские лидеры. В 1979 г. Косыгин и некоторые члены его команды предприняли очередную попытку привлечь внимание руководства страны к кризисным явлениям социально-экономического развития. Однако соответствующий доклад, представленный в Политбюро, вызвал только раздражение. В октябре 1980 г. тяжело заболевший Косыгин ушел в отставку. 18 декабря 1980 г. он умер.

д.и.н. А.Н. Артизов

д.и.н. О.В. Хлевнюк